Новогодняя феерия: Как привезти спутник из Франции и не загреметь за решётку

Это оказалась фееричная история, и я обязан Вам её рассказать:

Незадолго до рождества в Европе в нашем офисе зазвонил телефон.

После уточнений секретарь соединила со мной, и я услышал мольбы и плач Ярославны в одном флаконе: «Помогите пожалуйста, у нас срывается поставка по ГосЗаказу, наш брокер отрёкся от исполнения перевозки, нам срочно нужно забрать из Франции двумя большегрузами негабаритный груз, это космический спутник, и успеть доставить в Москву до Нового года и растаможить. Это дело государственной важности! Пожалуйста, помогите!».

Я оценил сразу, и посочувствовал брокеру: перед Рождеством, когда очереди на границе на неделю, когда все машины в Европе уже расписаны до конца года и свободных не найти, да ещё под негабарит (коих очень мало), да ещё требуется одновременно 2 машины, да ещё гололёд на дорогах, а будут ведь торопится, а не дай Бог – авария, а потом придут чекисты и спросят про Родину Мать…

Мотивы отказавшегося брокера я прекрасно понимал. Но на другом конце провода неизвестный человек неподдельно умолял дрожащим голосом…

И мы, понимая все риски по срокам и сложности таможенного оформления – как с головой в омут рьяно взялись за эту перевозку.

За первый день мы подняли всю Европу «на уши» и нашли в Германии 2 незафрахтованных новеньких МАНа-негабарита, они только сегодня получили лицензию на негабариты, поэтому не имели запланированных ни одного заказа. Мы были первыми их заказчиками.

Но хозяин немец, как услышал русскую речь, напрочь отказался без предоплаты куда-либо направлять машины (увы, по нашему Закону – мы не имеем права оплачивать перевозки за рубеж без Справок из немецкой налоговой о резидентстве перевозчика, заверенных апостилем и переведённых на русский язык). Как мы не упрашивали немца, он только больше отпирался от перевозки…

Что же делать?

Тогда мы ход конём: срочно звоним давним партнерам перевозчикам в Ригу, просим их выступить экспедиторами от своего имени, и всего за 200 евро переплаты (комиссия Рижского перевозчика) мы заполучили эти МАНы и они поехали в Тулузу на заводы Аэроспасьяль, где сосредоточена французская авиа и космическая промышленность. Параллельно мы запросили у Заказчика контракт и погружались в документы, готовились к таможенному оформлению.

Тем временем МАНы прибыли в Тулузу грузится на предприятии.

К машинам вышла строгая мадам, представилась директором и озадаченно спросила: «А где Ваши специальные краны, для погрузки спутника на авто?». Все растерялись. Мы связались с Заказчиком и выяснился «сюрприз»: согласно контракта – за погрузку отвечает заказчик. Т.е. в данном случае – это мы. Не смешно. Лицензированных партнеров такелажников и крановщиков во Франции у нас никогда не было. Ещё и страховать операцию по перегрузу спутника из цеха на грузовики нужно…

Что делать?

Но недаром же я заканчивал спецшколу французского языка в городе Минске… Сели на французский интернет, нашли несколько лицензированных компаний в районе Тулузы, обзвонили их и…. никого не уговорили.

Во-первых – у всех все дни расписаны до самого Рождества, во-вторых без договора и предоплаты с русскими они не работают… Что делать? Уговаривать! И мы по второму и третьему кругу, и вдруг – один откликнулся: Он сдвинет свои работы и выкроет окно для нас. Договор – не обязательно, но без предоплаты (включая страхование его рисков) он ни за что не поедет грузить.

Ок! Мы согласны на все его условия. Согласовали дату через 3 дня, получили счёт на оплату крановых работ и передали Заказчику. Но, увы, у него нет на нужном счете денег. Заказчик начал перегонять деньги на нужный счет, и лишь в последний день смог отправить деньги. Мы переслали платёжку французу, но деньги ещё не дошли. Краны постояли до вечера, деньги не пришли, они и уехали…

Не сложилось…

Тем временем МАНы уже стоят 4 дня в Тулузе, водители докладывают немцу: «Краны-то уехали, русские не заплатили». Тут занервничал немец и начал названивать нам и Рижанам: А всё ли у нас в порядке с рассудком? А не легкомысленные ли мы авантюристы? Ситуация… Мы сглаживали и уговаривали, как могли.

На следующее утро француз-крановщик сам звонит: наши деньги пришли!

Он сказал, что завтра у него небольшая работа, он её выполнит и вернёт краны в Тулузу, и погрузит наш спутник. Ура! И мы, и Заказчик – все были готовы от счастья прыгать и обниматься!

Однако, было упущено много времени, неотвратимо приближалось Рождество, через 3 дня закрывалась европейская таможня, и у нас уже не было шансов успеть пересечь Европу к российской границе на неторопливых негабаритах (с оранжевой мигалкой и не более 40 км/час)?

Что же делать?

Мы снова нашли решение: пусть МАНы покидают европейское пространство не в Бресте (ехать дней 8 и ещё очереди на границе), а в Гамбурге, как раз 1600 км проедут за 3 дня по прямым немецким автобанам. Мы затаможим груз в международном порту Гамбург, МАНы зайдут на паром, идущий на Питер, и мы успеваем в Россию до Нового года! Ура, с задачей логистики мы справились.

Тем временем наше внимание уже полностью переключилось на контракт и документы Заказчика для подготовки к таможенной очистке.

Но и тут нас ждал новый «сюрприз»: оказалось, что «брокер» провёл сделку за спутник по какому-то серому контракту, а вовсе не по контракту Заказчика. Нас охватил тихий Ужас. Мы уже вплываем в Россию, а у нас непонятные документы, несуществующий контракт, мы не можем тормознуть на обочине, не можем развернутся и поехать обратно приводить документы в порядок…

Объяснили ситуацию Заказчику, ему стало плохо.

Что делать?

Пришлось срочно выезжать в Питер «договариваться». В Питере всё было непросто, но нам помог приближающийся Новый год, витающая праздничная аура корпоративов и такое же настроение таможенников. Мы рассказали им всё как есть.

Неожиданно и их охватил ужас: испорченный Новый год, шумное дело, оперативное расследование, потеря семейного новогоднего отпуска…

И мы сказали: «Мужики, нам деваться некуда, дело государственной важности, мы попали, по любому выручайте, как хотите. Другого выхода нет. Либо спутник застрянет на уголовке на год, и «Протон» не полетит, и скандал с французами обрушит авторитет нашей космонавтики, либо полетит, все будут горды, счастливы и Родину не подведём».

Они куда-то звонили и докладывали, долго сидели в кабинете ждали отзвона. Был поздний вечер 29 декабря. Потом им позвонили, они вышли из кабинета и со сдерживаемой значимостью и строгостью сказали: «Добро дано»… (как мало надо человеку для счастья).

Но на этом эта необыкновенная перевозка не закончилась: 31 декабря в 12:00 два МАНа с водителями-немцами, гражданами Германии, ни слова не понимающими по- русски стояли перед воротами закрытого объекта. Стояли уже час. Их не впускали. До конца рабочего дня, и возможности всё разгрузить в спец цехе оставалось 4 часа.

Начальник службы безопасности объекта орал на Заказчика (приехал лично сдавать груз), а Заказчик на начальника объекта. Чтобы впустить иностранных водителей-немцев на территорию объекта, нужно было подавать заявку с их анкетами за месяц. Что же делать?

Выручили партнеры Рижане: они передали гарантию немцу владельцу, что мы несём полную ответственность за каждый болтик и царапину, если что-то случится с его новенькими МАН-ми, но убедили их: Пусть наши, водители с объекта, сядут за руль, доедут до цеха, там снимут огромные ящики, и машину тут же выведут обратно. А водителям предложили пройти в ведомственную гостиницу, обед, душ, и много русской благодарности.

Всё получилось!!!

Всё было на пределе, но мы везде успевали вскочить на последнюю ножку поезда.

Мы всё сделали на «пять» и Заказчик нас очень щедро отблагодарил. Эта перевозка нам запомнилась надолго. Занавес.